?

Log in

No account? Create an account

far01

Туапсе и окрестности

Лишь время скажет, кто одолел, а кто проиграл


Previous Entry Share Next Entry
В небе, над Греческим
far01
Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Мы поисковики. А хороший поисковик – это историк, архивист, военный археолог в одном лице. И это позволяет нам рассказывать о неизвестных или забытых страницах войны наиболее точно и объективно.

Эта история началась вполне буднично. К нам на базу, чтобы рассказать о работе "Кубанского плацдарма" на страницах Туапсинского издания "Черноморье сегодня" заехал корреспондент – Лидия Чухраева.

В беседе с Лидией, я затронул тему действий авиации на Туапсинском направлении, ведь кроме работы по пехоте, мы занимаемся поиском летчиков и мест падений самолетов, являемся признанными специалистами в этой области. И вот тут Лидия рассказала мне семейную историю, услышанную от своего деда, как в 1942 году, рядом с их маленьким домом на Греческом, упал сбитый немецкий самолет "FW-189", который в военные годы метко окрестили "Рамой".

[Далее]

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Тут нужно сделать небольшое отступление, чтобы кратко рассказать о самом поселке Греческий в годы войны.

Рядом с хутором находился важный железнодорожный узел – разъезд, где однопутная железная дорога расходилась на небольшом участке на два пути, позволяла разъехаться встречным поездам и эшелонам. Ну и конечно через Греческий проходила дорога Туапсе – Хадыженск, уходя к перевалам, где шли тяжелейшие бои. Именно по этому, дороги наземные пересеклись с дорогами воздушными. Разъезд как важный военный транспортный узел был объектом внимания люфтваффе.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Кроме того, район поселка Греческий был местом сосредоточения наших войск, складов продовольствия, боеприпасов, которые отправлялись к перевалам. И кроме сотен налетов на Туапсе, враг нещадно бомбил и район Греческого. Люфтваффе противостояли наши летчики-истребители ВВС ЧФ и 5-й воздушной армии, и конечно зенитные части.

У Греческого, кроме стационарных зенитных постов, действовала 16-я отдельная железнодорожная батарея, которая в самый разгар боев за Туапсе была подчинена Туапсинской военно-морской базе. Кроме тяжелых орудий на железнодорожных платформах были установлены зенитные пулеметы и 45-мм зенитные пушки-автоматы.

Вообще, о роли 16 ОЖДБ в Туапсинской оборонительной написано скупо и прискорбно мало. Документы награждений на краснофлотцев и солдат батареи – страницы подвигов достойных воинов-артиллеристов. О батарее я позднее напишу отдельный материал.

Ну а пока, через 75 лет после боев за мой родной город, я слушал рассказ Лидии. Как у их дома рухнула сбитая «Рама», покалечив несколько пасущихся на поляне артиллерийских лошадей, которых пришлось застрелить. Солдаты потом варили конину, делились с семьей деда – в войну это был царский приварок с скудной пище.

После того, как самолет был осмотрен офицерами и представителями НКВД, изъято то, что представляло интерес, деду было приказано закопать двух летчиков. Что он и сделал, на краю поляны у дома. Оставив себе в качестве трофея два Железных креста – награды пилотов. И потом, долгие послевоенные годы, вскапывая и расширяя огород, сваливал на могилу мешающие камни.

Рассказ Лидии не вызывал сомнений. Немного смущало то, что в рассказе фигурировало два немецких летчика. А экипаж FW-189 - три человека. Впрочем, в таких сохранившихся семейных воспоминаниях, часто путали тип самолета. Но как оказалось впоследствии, дед Лидии прекрасно разбирался в немецкой и нашей авиации.
Важным фактом было то, что из года в год, при вскопке огорода, попадались детали и фрагменты, самолетный дюраль.

Конечно, в 2017 году, в огороде Лидии не лежала разбитая «Рама». Самолеты активно растаскивались начиная еще с военного времени – на металл. За него на заготпунктах платили деньги. А вспомните наши пионерские годы? Мы тащили в школы все, что можно было утащить. И даром! Так что в большинстве случаев, мы, поисковики, на местах падений имеем лишь небольшие фрагменты самолетов. Но и по ним часто устанавливается судьба боевых машин и летчиков.

Шли дожди, у нас не было возможности осмотреть участок дома Лидии. И я начал документальную работу. Проверил заявки наших летчиков. Нет, пилот ни одного истребительного полка, не заявлял победу над "Рамой" в районе Греческого. Тогда я начал проверять зенитные части. И конечно же – железнодорожную батарею. В сведениях о боевой работе батареи под Туапсе, попались строки:
"Зенитчики батареи (скорострельные зенитные автоматы на железнодорожных платформах) над разъездом Греческий сбили немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф-189», пикирующий бомбардировщик «Ю-87», бомбардировщик «Ю-88» и повредили еще 5 самолетов."

Это было уже «горячо», но сведения эти были не документальные, и частенько что наши летчики, что зенитчики, мягко говоря, увлекались приписками о количествах сбитых немецких самолетов. Впрочем, как и немцы.

В документах по Туапсинскому оборонительному району (ТОР), 24 сентября 1942 попалась запись о сбитой «Раме», но ни обстоятельства, ни район не были указаны. Тем не менее, уже имелась дата, с учетом которой можно было продолжить поиск. И документальная работа увенчалась успехом.

Среди десятков наградных листов на солдат и офицеров 16 ОЖДБ я нашел представление на награждение медалью «За боевые заслуги» младшего сержанта Шалагина Ф.Н. от 24 сентября 1942 года.

В наградном листе и было написано то, что я искал.

"24 сентября на ОП Греческий внезапно сделал налет самолет противника "Фокке-Вульф 189". В результате второго выстрела из орудия т.Шалагин прямым попаданием в мотор самолет упал в 300 метрах от фронта батареи"

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм
Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Кстати, один частично разорвавшийся зенитный снаряд от 45-мм автомата, нам удалось найти у Греческого. И как знать – возможно этот снаряд был выпущен из орудия Шалагина…

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Оставалось подтвердить потерю самолета по немецким документам, установить имена и количество экипажа. И записи люфтваффе дали уже предсказуемый результат.

"24.09.42 г. FW189 номер самолета 2141, бортовой номер 5F+LL, из состава 3.(H)/14 по неустановленным причинам не вернулся с выполнения боевого задания из района Туапсе. Экипаж в составе: Lt. Tredering E. и Lt. Mayer zu Bantrupp W. числится пропавшим без вести."

А на следующий декабрьский день выглянуло солнце. И мы отправились к Лидии и ее мужу Сергею, осмотреть их участок.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Вот они, остатки самолета-разведчика FW-189. Практически все, что за долгие послевоенные годы, да наводнения 1991 года, осталось от самолета.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Сергей и Лидия, как могли, помогали нам. А мы даже копались в курином загоне, в жиже из птичьего помета. Иногда, чтобы восстановить еще одну страницу войны, приходиться работать и в более тяжелых условиях.

Место захоронения летчиков, а их было действительно двое (в вылете на бомбежку не участвовал ненужный стрелок-наблюдатель), Лидией было указано точно. Но мы решили не заниматься эксгумацией. Я сообщил о захоронении своему товарищу – руководителю Фольксбунда по ЮФО. Организации, занимающейся перезахоронением и уходом за могилами военнослужащих, воевавших на стороне Вермахта. И в скором времени, оба лейтенанта либо отправятся в Германию, либо упокоятся на специализированном мемориале под Апшеронском.

А нас в это день ждал еще один эпизод боев в небе над Греческим. Сергей и Лидия поведали нам один из рассказов деда – о сбитой «Чайке», о том, как он после войны потрошил разбитый самолет с товарищами, сдавая что удавалось добыть, на металлолом.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Причем сохраненный в памяти рассказ опять был очень точен. Самолет упал у нашей зенитной позиции, правильно указан его тип («Чайка»), и район падения.

Переехав на другую окраину Греческого, мы углубились в лес. Через полчаса зигзагов по крутым и заросшим склонам, мы нашли ту самую зенитную позицию. И то, что она была именно той, что фигурировала в рассказе, сомнений не было.

Около каменных брустверов мы нашли много фрагментов самолетного дюраля – ровно и аккуратно порезанного на заготовки для солдатских поделок да вещей нужных в солдатском скарбе. Из листового самолетного дюраля бойцы пехоты мастерили портсигары, делали расчески и ложки, дуршлаги – да много всего.

Ясно, самолет есть. Ищем само место падения. И через час, на крутом склоне, все больше и больше под катушками металлодетекторов звенит земля. Начинают попадаться детали и узлы самолета. Место падения обнаружено.

Вне всяких сомнений это истребитель И-153 «Чайка». Забираем с собой, то, что успели извлечь из земли – солнце уже падает за гору, и возвращаемся на базу. Если на найденных фрагментах не будет номера, мы вернемся на место падения, и может, не один раз. Чтобы по номеру самолета или мотора, установить его принадлежность, выяснить, кто на нем летал, судьбу летчика.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

В этот раз удача, которая практически всегда с нами, нас не покинула. После очистки фрагментов самолета, на куске моторного капота, появляются цифры – 7426.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Это и есть номер самолета!

Буквально через пять минут, благодаря наработанной нами за десятилетия документальной базе учета самолетов и моторов, журналам боевых действий летных частей, мы знаем, что это за "Чайка".

И-153 № 7426 с мотором М-62 № 2316 принадлежал 267 истребительному авиационному полку.

Но кто летал на нем, и когда был сбит самолет? Помогают доклады и рапорты по ТОР. К сожалению, сведения по боевой работе 267 ИАП изобилуют невосполнимыми утратами документов по осени 42-го.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм
Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Документы командования Туапсинским оборонительным районом, подтверждает заявка летчика-истребителя люфтваффе Крупински:

"11.10.42 Ltn. W. Krupinski 6./JG 52 (самолет) I-153 (квадрат) 95 751 (Цыпка, Греческий) (высота) 200 m. (время) 05.37 (разница по Берлинскому времени составляет 1 час) Film C. 2035/IAnerk: X k."

И вот, обстоятельства воздушного боя по нашим документам, который начался над далекой от места падения Котловиной…

"11.10.42 в 6.35 группа И-153 при штурмовке войск противникака у Котловина атакованы 8 Ме-109. В результате в/б сбиты самолеты мл. лейт. Логинова и Чумичева. Потери убит м/лейт Логинов, тяжело [? – неразб.] ранен мл. лейт. Чумичев. Самолеты разбиты 2."

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

"Чайку" и останки младшего лейтенанта Логинова мы нашли в прошлом году.

Летчик вернулся на родину, в Ижевск, где был отпет по христианскому обряду и с воинскими почестями похоронен.

А младший лейтенант Чумичев, будучи тяжело ранен, покинул падающий самолет с парашютом.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

Младшему лейтенанту Чумичеву Дмитрию Ивановичу, осенью 42-го было всего 22 года. Излечившись после ранений, он вернется в небо. Будет еще не раз ранен, закончит войну подполковником. Кавалером двух Орденов Красного Знамени, Ордена Отечественной войны, двух орденов Александра Невского.

Вот, какие ребята воевали в небе над Греческим…

Мы пока не можем однозначно утверждать, что найденная «Чайка» именно Чумичева, хотя практически уверенны в этом. Мы не вправе искажать и без того недописанную военную историю. Дело в том, что за рекой у Греческого, осенью этого года, мы обнаружили обломки еще одной «Чайки». Но погодные условия пока мешают нам найти само место падения самолета. А его номер дополнит документальные страницы воздушных боев у Туапсе.

Ну а кроме того…

В описаниях действий 16 ОЖДБ у Греческого, пишется о сбитом "Юнкерсе-88", бомбардировщике. И дед Лидии, рассказывал семье, что "вон на том хребте", упал Ю-88, и они с товарищами то же таскали с него железо.

Туапсе война летчик Греческое Кубанский плацдарм

В награждениях артиллеристов батареи, командиру зенитной установки Борисову и наводчику Полищуку вручены награды, за сбитый Ju-88. А люфтваффе подтверждает потерю «Юнкерса» и четырех членов экипажа в этот день.
Так что нам, «Кубанскому плацдарму», предстоит продолжение работ. Найти «Юнкерс», найти вторую «Чайку», найти «Ишачок», чтобы дополнить историю воздушных боев у разъезда Греческий.

Алексей Кривопустов, "Кубанский плацдарм", Туапсе.




Featured Posts from This Journal

  • Ил-2 в урочище Куафо

    Начало Битвы за Кавказ складывалось не в пользу Красной Армии. Вторгнувшись на территорию Краснодарского края 25 июля 1942 года, уже менее через…

  • Мессер хорватского летчика под Туапсе

    На фото: второй слева в первом ряду - тот самый вражина, навсегда оставшийся в наших горах, куда его никто не звал... Это была третья экспедиция…

  • 23 февраля 1943 года Туапсе, "Ульянов"

    Памятник погибшим морякам от бомбежки на причале 23 февраля 1943 года. Туапсе. Май 1986 года Собственно, на эту забытую страницу войны, я вышел…


promo far01 october 11, 06:59 71
Buy for 20 tokens
Сколько стоит двор благоустроить, как создать компанию "пустышку" и выиграть тендер на сотни миллионов рублей, для чего нужен общественный контроль разберём на примере Краснодара и Новороссийска. Реализация проекта "Формирование комфортной городской среды" — сфера ответственности партии "Единая…

  • 1
Доброе утро! Прекрасного дня и чудесного настроения! )

Какая скрупулёзная работа..) До мелочи, до детали.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Это так здорово, что работа поисковиков продолжается!!!! Большое им спасибо.

  • 1