far01 (far01) wrote,
far01
far01

Categories:

Ил-2 в урочище Куафо

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Начало Битвы за Кавказ складывалось не в пользу Красной Армии. Вторгнувшись на территорию Краснодарского края 25 июля 1942 года, уже менее через месяц немецкие войска вплотную подошли к предгорьям Кавказского хребта. Овладев станицами Крымской и Абинской враг двинулся на Новороссийск и Геленджик. Тяжелые бои завязались на подступах к перевалам в районе населенных пунктов Неберджаевская и Шапсугская.

Авиация 5 воздушной армии перебазировалась на аэродромы Туапсе и Сочи для прикрытия этого важного стратегического направления. В районе Новороссийска осталась только авиация Черноморского флота. Для обеспечения прикрытия обороняющихся на Новороссийском направлении частей Красной Армии была создана Морская авиационная группа Новороссийского оборонительного района. В состав МАГ НОР, помимо истребительной и бомбардировочной авиации, вошли три штурмовых авиационных полка: 18-й, 46-й и 47-й. Целых три полка! Но, фактически 46 ШАП вооружен самолетами УТ-1б, учебными самолетами, переделанными в полевых условиях в легкие штурмовики. В 47 ШАП под Новороссийском сражалась только 1 АЭ, остальные самолеты полка сдерживали натиск противника на Моздокском направлении. Фактически единственным реально полноценно боеспособным штурмовым подразделением МАГ НОР являлся 18 ШАП. На вооружении полка стояли штурмовики Ил-2, на тот момент еще одноместные. Первые двухместные машины, с оборудованной точкой воздушного стрелка, прикрывающего заднюю сферу, сойдут с конвейеров заводов только в октябре 1942 года, а в войска они попадут только в начале 43-го. Но, даже тогда потери штурмовиков в общем объеме потерь нашей авиации, будут составлять почти 60 %, а осенью 42-го потери «летающих танков» были просто катастрофическими. Только за период с сентября по декабрь 1942 года 18 ШАП потерял не вернувшими с боевых заданий 23 Ил-2.

[Далее]

Ценой неимоверных усилий нашим войскам удалось к 20 сентября стабилизировать линию фронта, хотя к тому времени враг сумел захватить часть Новороссийска. 20 сентября 1942 года 83 бригада морской пехоты перешла в контрнаступление в направлении Абинская и к 23 сентября вышла на рубежи Куафо — выс. 42.7 — выс. 170.7. В результате успешных действий наших частей, 3-я горнострелковая дивизия румын была отброшена на южные окраины Абинской. Чтобы удержать позиции противник начал переброску резервов по дороге Абинская — Шапсугская. Именно эти колонны с живой силой и техникой стали целью наших штурмовиков из 18 ШАП 23.09.1942 г. Раз за разом Ил-2 заходили на цель в районе выс. 42.7 в излучине реки Абин, обрушивая на врага бомбы и реактивные снаряды. В ответ в штурмовиков летели сотни снарядов зенитной артиллерии, позиции которой располагались вдоль дороги и на господствующих вершинах.

Работая по целям со сверх малых высот для большей эффективности поражения, пилоты штурмовой авиации, в случае попадания в их самолет зенитного снаряда, не имели ни времени, ни возможности покинуть машину с парашютом. Именно так и случилось с одним из штурмовиков, участвовавших в выполнении этого задания.

При очередном заходе на цель в один из Илов попал снаряд. Объятая пламенем машина сохраняя угол атаки еще пару километров пронеслась вдоль горного ущелья соединяющего долины рек Абин и Куафо и взорвалась врезавшись в землю.

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Удар был такой силы, что разорванные в клочья обломки штурмовика разбросало по всему лесу почти на 100 метров, а на месте падения образовалась большая воронка. После взрыва возник пожар, в огне рвались снаряды бортового вооружения, огонь уничтожил большую часть того, что могло бы помочь в установлении имени пилота. В последствии румыны растащили те части дюралевой обшивки, которую не тронул огонь и использовали ее для оборудования своих позиций на ближайшей к месту падения высоте 252.9 (гора Мергелова) в урочище Куафо.

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Спустя 75 лет, в марте 2017 года, на это место пришли поисковики. Среди обгоревших обломков самолета они обнаружили парашютную систему и фрагментированные останки пилота. За неполных два месяца на месте падения было проведено три экспедиции, но нам так и не удалось найти номера, которые позволили бы установить имя пилота.

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Однако, было собрано много косвенных данных, которые легли в основу проведенного архивного расследования. Для начала были изучены остатки боекомплекта и маркировок на донцах гильз. Полное отсутствие боеприпасов калибра 12.7 мм при большом количестве патронов 7.62 мм от пулеметов ШКАС и 23 мм от пушек ВЯ, указывало на то, что самолет был одноместный. Практически все гильзы от ВЯ-23 были маркированы 41-м годом и лишь на нескольких были найдены клейма, указывающие на 42-й год производства. При этом все присутствующие маркировки были не характерны для ранее найденных нами боеприпасов на местах падения Ил-2, сбитых в этих местах в 1943 году. При этом они полностью соответствовали маркировкам на гильзах, которые мы находили на местах гибели штурмовиков на Туапсинском направлении осенью 1942 года.

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Во-вторых нами был проведен анализ технологических клейм и штампов ОТК, поставленных на алюминиевых деталях конструкции самолета на заводе-производителе. Как было замечено при проведении поисковых работ на местах падения многих самолетов, каждый завод, проводивший самолеты имел собственные клейма и штампы, отличные от других и даже в различные периоды времени один и тот же завод клеймил детали по-разному.

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Зная эту особенность и имея возможность сравнивать клейма различных заводов мы установили, что найденный нами самолет был произведен на заводе НКАП СССР № 18 в 1942 году. Помимо 18-го завода в годы войны самолеты Ил-2 изготавливались на 1-ом и 30-ом авиационных заводах.

Далее мы углубились в изучение истории использовании штурмовой авиации на Новороссийском направлении во второй половине 1942 года. Как уже было сказано ранее, единственным авиационным соединением, участвовавшем Новороссийской оборонительной операции, была МАГ НОР. В силу того, что кроме 18 ШАП, ни один другой полк не терял самолетов Ил-2 в указанное время в указанном месте, мы сосредоточились на исследовании архивных документов именно этого подразделения.

С августа по декабрь полк потерял 23 самолета и 9 пилотов. Все не вернувшиеся с боевых заданий самолеты были одноместными и теоретически каждый из них мог быть тем самым, найденным нами в урочище Куафо. Предстояло детально изучить каждый из восьми эпизодов, когда вместе с самолетом погиб пилот.

Трое пилотов были потеряны 04.08.1942 года в Крыму при штурмовке аэродрома Багерово.


Самолет Ил-2 № 1870306 еще одного летчика 18-го ШАП старшего лейтенанта Устинова Василия Алексеевича, не вернувшийся с боевого задания 21.08.1942 г., был найден нами в феврале 2014 года на окраине пос. Саук-Дере.

Сбитые 25.08.1942 года истребителями противника самолеты Ил-2 пилотируемые младшим лейтенантом Гудовым и старшим лейтенантом Келло были потерян при штурмовке дороги Крымская — Неберджаевская, что находится на достаточно большом удалении от места обнаружения обломков самолета в долине Куафо.

Информация о том, найденным нами самолет произведен на заводе № 18, позволила исключить еще один эпизод боевой работы 18 ШАП. Сбитый 23 августа 1942 года Ил-2 с пилотом сержантом Кузнецовым, был произведен на заводе № 1 НКАП СССР.

Оставалось два равновероятных варианта: старший лейтенант Попандапуло, не вернувшийся с боевого задания 23.09.1942 года и сержант Штукатуров, погибший 27.08.1942 года.

Окончательную точку в этой истории помог поставить Журнал боевых действий ВВС ЧФ за 1942 год. Согласно записи сделанной 23.09.1942 г.:

«... 23.09.42 г. Ил-2 № 1875821, мотор АМ-38 № 291082, 18 ШАП, лётчик Попандопуло Г.П., при штурмовке войск противника в районе высоты 42,7 (излучина реки Абин) сбит ЗА противника, упал в районе цели ...».

Эпизод боевых действий, связанный с потерей Ил-2, упоминается и в Журнале боевых действий 47-й армии за 23.09.42 г.:

«... 23.09.42 г. авиация МАГ в течение дня штурмовала войска и технику противника в районе дороги на Абинская.
Наши потери: в районе Абинская сбит самолет Ил-2 ...».

Из списка безвозвратных потерь в частях ВВС ЧФ за 1942 год:

«... 567. Попандапуло Георгий Петрович, 1912 г.р., грек, уроженец г. Ташкент, старший лейтенант, пилот 14 АЭ (18 ШАП), член ВКП(б) с 1932 года, срок службы с 1933 года. Не вернулся с боевого задания 23.09.1942 года. Отец: Попандапул Петр Константинович; жена: Попандапул Валентина Андреевна ...».

Начав поиск родственников Георгия Петровича мы обнаружили, что в семье Попандапуло помнят и чтят своего героя. На сайте Бессмертного полка внуками летчика размещена информация о боевом пути деда. Из этого рассказы мы узнали, что не за долго до гибели старший лейтенант Попандапуло был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1 степени.

Из рассказа внуков летчика на сайте Бессмертного полка:

«Мой дедушка, Попандапуло Георгий Петрович — летчик-штурмовик. Во время Великой Отечественной войны он защищал небо нашей Родины в составе 18 авиаполка авиации Военно-Морских сил на Черноморском флоте. Он летал на новых, тогда еще одноместных штурмовиках Ил-2. В 1941-1942 г.г. Они были самыми современными машинами у нас на вооружении, хотя и плохо защищены. Поэтому, из тех летчиков, которые начинали на них летать в 1941 году, в живых к концу войны оставались единицы. Но, не смотря на постоянную опасность, они каждый день совершали по несколько боевых вылетов, вступая в бой с тяжелыми истребителями противника и вражеской артиллерией. Георгий Петрович совершил множество боевых подвигов. Об одном из этих подвигов писали все газеты того времени. Это было при обороне Новороссийска в 1942 году. Враг перебрасывал на Таманский полуостров очень много живой силы и техники. И летчикам была поставлена задача нанести штурмовой удар.

Командир полка майор Губрий выбрал для этой задачи звено Касторного, ведомым которого шел Георгий Петрович. В хмурую погоду фашисты не ожидали внезапного нападения и наши летчики нанесли разящий удар, потопив много транспорта и уничтожив много наземной техники. Но, в коне атаки на штурмовиков напили мессершмитты и в ходе боя им удалось подбить машину командира звена Касторного. Ему пришлось совершить посадку на территорию занятую немцами. Георгий Петрович, видя, что самолет окружают автоматчики, дал несколько очередей, чтобы враг залег, и совершил посадку рядом с самолетом командира. Перебив бензопровод на подбитом самолете командира и взорвав его, летчики под самым носом у немцев взлетели и благополучно добрались до своего аэродрома. За этот подвиг Георгий Петрович был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Георгий Петрович писал много писем с фронта. Они хранятся в нашей семье как реликвии. Он писал про то, что они бьют врага каждый день и не уступают ему не пяди нашей земли.

23 сентября 1942 года Георгий Петрович не вернулся с боевого задания. Прорываясь через усиленную оборону фашистов его самолет был сбит прямым попаданием снаряда. Так погибло множество штурмовиков, которые воевали всегда на малых высотах с риском для жизни, чтобы наверняка поражать наземные цели и наносить максимальный урон. К сожалению, дедушка не дожил до Победы, но я надеюсь, что 9 мая мы вместе с ним пройдем маршем по Красной площади вместе с Бессмертным полком».

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Кубанский плацдарм ВОВ поисковики

Спустя 75 лет внуки Георгия Петровича смогут принести цветы к его могиле и поклониться его праху.


Евгений Порфирьев, "Кубанский плацдарм".



Tags: Великая Отечественная война, Кубанский плацдарм, общество, подвиги
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Мессер хорватского летчика под Туапсе

    На фото: второй слева в первом ряду - тот самый вражина, навсегда оставшийся в наших горах, куда его никто не звал... Это была третья экспедиция…

  • 23 февраля 1943 года Туапсе, "Ульянов"

    Памятник погибшим морякам от бомбежки на причале 23 февраля 1943 года. Туапсе. Май 1986 года Собственно, на эту забытую страницу войны, я вышел…

  • Первично захоронен

    Запомнился мне случай один. В администрации, на заседании дело было. Бился я там за захоронение останков летчика, которого мы нашли, да имя…

promo far01 december 24, 07:00 18
Buy for 20 tokens
Президент России и Лидер Общероссийского народного фронта В.В. Путин, на ежегодной пресс-конференции отметил необходимость прямого общения с гражданами по проблемам "мусорной реформы". Организовать которое, выслушать, ответить на все вопросы и прийти к пониманию - входит в обязанности…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →