far01

Туапсе и окрестности

Лишь время скажет, кто одолел, а кто проиграл


Previous Entry Share Next Entry
Первый авианалет на Туапсе
far01
Туапсе оборонительная операция Великая Отечественная война


Этот налет германской авиации был произведен в 14 часов 00 минут 23 декабря 1941 г. Погода была пасмурная. Стояла высокая, с редкими разрывами облачность. Температура воздуха от плюс 3 до плюс 8 градусов. Дул слабый юго-западный ветер.

Силы противника составляли всего 3 бомбардировщика Ju-88. Самолеты следовали с моря на высоте 800 м развернутым строем. Поравнявшись с волноломом, первый крайний (по полету) самолет взял вправо и лег курсом на базу подплава «Нева», которая была пришвартована левым бортом к нефтеналивному пирсу у причала № 6, имея по правому борту ошвартованную подлодку типа «Щ». Зайдя с носа, самолет бросил от 8 до 10 авиабомб фугасного действия, весом приблизительно от 100 до 200 кг – по правому борту, корме и по носу, но лишь одна из них попала в цель. 250-кг авиабомба пробила левое крыло ходового мостика, верхнюю палубу и взорвалась в офицерской кают-компании на главной палубе. На корабле погас свет и возник сильный пожар, стал нарастать крен на левый борт. Личный состав «Невы» героическими усилиями отстаивал свой корабль, ему помогали две пожарные машины и буксир «СП-16». Конструктивные особенности старого парохода усложняли борьбу за живучесть, а водоотливные средства не справлялись с поступающей водой. В 16 часов 30 минут «Нева» коснулась носом грунта при крене в 20 градусов на левый борт. Корма осталась на плаву, и личный состав плавбазы по приказу командира продолжил борьбу с водой и пожаром. Через три часа положение стабилизировалось и крен выровняли до 1 градуса. Утром следующего дня спасательный отряд Туапсинской базы приступил к подъему «Невы»[202 - Однако «Нева» – своеобразная «матка» подводных лодок (подводники пополняли здесь необходимые запасы, заряжали аккумуляторы) – еще раз пострадала 24 марта 1942 г. при подобном авианалете на Туапсе. Одна из авиабомб произвела пробоины выше ватерлинии и вышла за борт. Вторая попала в машинное отделение, пробила цистерну расходного топлива и там осталась. Погибли 16 членов экипажа и 13 подводников, включая двух командиров подводных лодок.].

[Далее]

На траверзе плавбазы «Нева» второй, крайний левый самолет (по полету) развернулся, отделился от ведущего самолета и лег курсом на ковш, в котором стояло до 15 катеров-охотников, быстроходный тральщик и базовый тральщик «Маныч», который в это время принимал топливо. Сброшенные бомбы, в количестве 4 штук, упали на берег вблизи тральщика «Маныч». На катер ни одна бомба не попала.

Третий самолет – ведущий, следовал на нефтебазу, не меняя курса, где сбросил 8 бомб фугасного действия и нанес следующие повреждения: разрушил в двух местах железнодорожное полотно. Разрушил бак с керосином, который не воспламенился. Повредил линию бензопровода от бака к нефтепирсу, вследствие чего возник пожар. Пожар был большим и угрожающим. В ликвидации пожара принимали участие все пожарные команды города при двух автомашинах и личный состав воинских частей в количестве свыше тысячи человек. Тушили пламя всеми средствами – водой, песком и пеной из пеногенераторов. Пожар продолжался 21 час 45 минут. Сгорело до 200 т жидкого топлива. Кроме того, возник пожар еще в двух местах – загорелся железнодорожный мост и будка управления. Тушение этих очагов производилось одновременно с тушением пожара на бензотрубопроводе.

Туапсе оборонительная операция Великая Отечественная война

Налет был внезапным и проведен неожиданно, тревога не объявлялась, и сигналов на вышке не было. Движение в порту было большое. Войск много. Береговые батареи и судовая артиллерия открыли огонь с опозданием – после того как началась бомбардировка. Сбросив бомбовый груз, самолеты набрали высоту и среди разрывов зенитных снарядов ушли в разных направлениях. В эти сутки самолеты противника больше не появлялись. /Алексей Кривопустов/




Featured Posts from This Journal

  • 72 года Туапсинской оборонительной операции

    При обороне Туапсе погибли 100 000 солдат и офицеров Красной Армии... Эта оборона до сих пор один из темных эпизодов Великой Отечественной войны.…

  • Несломленный Туапсе

    20 декабря 1942 г. завершилась Туапсинская операция Черноморской группы войск Закавказского фронта. Все попытки противника прорваться к Туапсе…

  • Поезд "Победа" в Туапсе

    В Туапсе, город-орденоносец и город воинской славы, прибыл поезд "Победа". Это специальный агитационный ретро-поезд на паровой тяге,…


promo far01 august 9, 09:46 37
Buy for 20 tokens
На детях не принято экономить. Особенно на чужих. Если, конечно, речь идёт о бюджетных средствах. Поговорим о строительстве новой школы на 400 мест и детского сада на 150 мест в селе Тенгинка, Туапсинского района. Необходимость строительства назрела давно и даже не обсуждается. В далёком 2012…

Налёт видимо осуществлялся с аэродромов Крыма. К тому времени Крым, кроме Севастополя, был захвачен немцами.
Доброе утро и настроения !

Да, скорее всего это были самолёты 4-го флота люфтваффе.

Как ужасна война...
Пусть никогда ее не будет на нашей земле!

С добрым утром! Замечательного пятничного дня;)

Отличного утра !

Война страшное дело (

Спасибо.
Да, лучше бы этого больше не было...

Не надо больше войн!
Доброго утра!! С пятницей!!

и тем не менее
доброе утро)

Надо было не помогать восстанавливать после войны Германию, а наложить на неё контрибуцию

Не было тогда у нас двух Жуковых. Г.К Жуков решал судьбу подмосковных сражений.

Да. И наш Жуков много сделал для обороны и Победы.

Доброго дня!

Вот  вам...

Война это страшно,не хотелось бы повтора

Очень не хотелось бы.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Доброе утро! Хорошего дня и отличного настроения!

Богатая история у города

?

Log in

No account? Create an account