far01

Туапсе и окрестности

Лишь время скажет, кто одолел, а кто проиграл


Previous Entry Share Next Entry
Теперь твое имя известно, летчик...
far01
Туапсе Кубанский плацдарм Великая Отечественная война

Утром 20 июня 1943 года Паша Косапов как обычно собирался идти в Геленджик чтобы помогать медперсоналу ухаживать за ранеными в одном из госпиталей, которых в тот период в городе было не мало. С началом боевых действий семья Косаповых перебралась жить из Геленджика к родственникам в Адербиевскую.

Станица располагалось в широком горном ущелье отделенном от Геленджика Маркотхским хребтом. Каждое утро Паша с десятками других жителей Адербиевской и временных переселенцев, по горным тропам пересекал хребет, а вечером возвращался обратно. Проделывая сотни раз этот путь Паша уже привык, что в небе на Маркотхом то и дело происходили воздушные бои. В июне они были уже не такими интенсивными как в апреле, но именно бой, произошедший этим утром запомнился ему на всю жизнь.

Прямо над головой у Паши в звенящей тишине утреннего неба пролетал одинокий советский истребитель, и лишь монотонный едва доносящийся с высоты рокот мотора нарушал эту тишину. Привычная картина прифронтового города. Никто не обратил бы на него особого внимания, если бы не прозвучавшая короткая очередь бортовой пушки, всего два или три выстрела. Все присутствующие, в том числе и Паша, вскинули головы вверх. Еще секунду наш самолет двигался по курсу, но потом резко сорвался в штопор и камнем стал падать к земле. В это же время, над уже падающим самолетом, пронеслись два «мессера» и скрылись за хребтом Бацехур, простирающимся параллельно Маркотхскому.

Местные жители бросились к тому месту, где упал наш истребитель. Вокруг воронки, расположенной на берегу горной речки, были хаотично разбросаны искореженные фрагменты боевой машины. Тогда среди обломков удалось найти лишь руку летчика.

[Далее]

Прошло 70 лет прежде чем дядя Павлик рассказал об этом воздушном бое своему соседу и командиру поискового отряда ВПЦ «Подвиг» Александру Шимкив и показал ему место падения самолета. Но, еще раньше, в 90-е годы предприимчивые граждане бульдозером раскопали воронку, извлекли из нее мотор и сдали его вместе с другими обломки самолета в металлолом.

15.09.2011 года место падения было обследовано поисковиками. В корнях дерева нам удалось обнаружить импровизированную могилу, где были сложены останки летчика, извлеченные из раскопа «металлоломщиками». Но, что касается, остатков самого самолета, то они полностью были вывезены с места падения. Нам пришлось работать с мелкими фрагментами, которые могли все вместе поместиться в обычном ведре. Тем не менее, тип самолета Як определить нам удалось, но продвинуться дальше в своих исследованиях, не получилось. Даже не смотря на то, что на место падения было проведено шесть выездов.

Туапсе Кубанский плацдарм Великая Отечественная война

Спустя два года 20 апреля 2013 года останки летчика были захоронены на воинском мемориале Геленджика как безымянного.

Туапсе Кубанский плацдарм Великая Отечественная война

Шли годы, но этот летчик не давал мне покоя, постоянно преследовало ощущение того, что мы что-то пропустили. Летом 2015 года мы с Александром Шимков снова обследовали место падения и снова безрезультатно. В феврале 2016-го мне позвонил командир нашей сочинской группы Александр Гартман и сказал, что по личным делам собирается Геленджик. У него должно было остаться пол дня свободного времени и он предложил свою помощь в вопросах авиапоиска. Я не задумываясь попросил его свежим взглядом осмотреть место падения Яка вблизи Адербиевской, и как оказалось не зря.

Туапсе Кубанский плацдарм Великая Отечественная война

Среди уже выкопанных фрагментов, сложенных на краю воронки, Александр сумел рассмотреть оборванную и искореженную табличку с заводским номером самолета Як-7б. На стандартной табличке 153-го завода НКАП СССР, был указан 1942 год выпуска самолета, его серия 28 и номер 91.

Туапсе Кубанский плацдарм Великая Отечественная война

Наверное все события должны происходить в свое время. Так получилось и с этим самолетом. Если бы мы нашли заводскую табличку с номером самолета еще в 2011 году, то наверняка так и смогли бы установить имя летчика, поскольку еще не произошли события января 2016 года, когда все тот же Александр Гартман со своей группой обнаружил место падения истребителя Як-7б на западных скатах горы Индюк в Туапсинском районе.

Эта находка позволила нам изучить новый пласт истории авиастроения начального периода Великой Отечественной войны, связанной с эвакуацией завода НКАП СССР № 153 и выпуском истребителей Як-7б из комплектующих 153-го завода на заводе НКАП СССР № 82. Летом 1942 года комплектующие истребителей этого типа с 25-й по 28-ю серии были переданы заводу № 82, где из них собирали машины, которым присваивали новые шестизначные номера, начинающиеся с числа «82», соответствующего номеру завода, на котором происходила сборка.

Так самолет, найденный на горе Индюк имел заводской номер 820201, при том, что среди обломков Яка были найдены две одинаковые заводские таблички 153-го завода с указанием номера самолета серия 25 номер 18. Тогда установить истинный номер самолета удалось благодаря обнаруженным номерам 820201, выбитым на лентоприемниках пулеметов УБ бортового вооружения. Именно исследование обстоятельств гибели этого самолета позволило нам получить знания, которые теперь помогли установить имя летчика сидевшего за штурвалом Яка сбитого в небе над ст. Адербиевской.

Серия 28, выбитая на заводской табличке, указывала на то, что это один из самолетов, изготовленных на заводе № 153, но собранных уже на заводе № 82. Более того, мы понимали, что 2891 это лишь промежуточный номер, не имеющий отношения к номеру за которым самолет был учтен в войсках, а в последствии и списан. Существенным образом нашу работу облегчало то, что самолетов Як-7б на заводе № 82 было собрано относительно не много. Достаточно сказать, что на Кубань их поступило не более десятка, а если быть точнее, то всего восемь. Благодаря собранным нами сведениям о самолетах, принимавших участие в Битве за Кавказ, не составило труда проследить судьбу всех этих машин. В интересующем нас районе на участке Новороссийск — Геленджик было потеряно лишь два истребителя Як-7б, собранных на заводе № 82 и по иронии судьбы оба самолета пилотировались летчиком 25 ИАП ВВС ЧФ младшим лейтенантом Мазмилкиным.

В соответствии с Актами расследования боевых потерь в частях ВВС ЧФ, 21.05.1943 года мл. л-т Мазмилкин Н.П. на самолете Як-7б № 820509 с мотором М-105ПФ № 1597 юго-восточнее Новороссийска вел бой в паре. Самолет загорелся, летчик выпрыгнул на парашюте.

Спустя месяц, 20.06.1943 года л-т Мазмилкин Н.П. на самолете Як-7б № 820508 с мотором М-105ПФ № 3-2860 в районе Геленджик, гора Плоская, в направлении Адербиевская, при патрулировании четверкой, отстал, был атакован парой Ме-109, сделал переворот, вошел в штопор и разбился. Летчик погиб.

Не оставалось ни каких сомнений, что летчик, захороненный в 2013 году как безымянный, и есть пилот 25 ИАП ВВС ЧФ мл. л-т Мазмилкин Николай Прохорович, 1920 г.р., уроженец ст. Чаща Ленинградской области.

И тем не менее, мы не теряли надежды подтвердить архивные исследования практическими результатами поисковых работ. В первых числах апреля нами еще раз были обследованы найденные обломки самолета и на одном из них после чистки проявился искомый заводской номер самолета 820508.

Туапсе Кубанский плацдарм Великая Отечественная война

В апреле 2016 года на воинском мемориале Геленджика состоится очередное захоронение летчиков, обнаруженных при проведении поисковых работ на территории Краснодарского края. На их могиле будет установлена новая мемориальная плита с именами павших, и среди прочих, золотом в мрамор обелиска будет вписано имя Мазмилкина Николая Прохоровича.

апрель 2016 года, Евгений Порфирьев, "Кубанский плацдарм"




Featured Posts from This Journal


promo far01 august 9, 09:46 37
Buy for 20 tokens
На детях не принято экономить. Особенно на чужих. Если, конечно, речь идёт о бюджетных средствах. Поговорим о строительстве новой школы на 400 мест и детского сада на 150 мест в селе Тенгинка, Туапсинского района. Необходимость строительства назрела давно и даже не обсуждается. В далёком 2012…

  • 1
Родина должна знать и помнить имена своих героев

Капец вы молодцы!!

Доброе утро! Прекрасного дня и чудесного настроения! :)

Молодцы !

Доброе утро!
Искренняя благодарность людям, которые так ответственно, трогательно и трепетно относятся своему делу.
Пока есть такие люди, Россия будет оставаться человечной страной.

Доброго утра )
Это замечательно, что имена героев становятся известны

молодцы
доброе утро)

С пятницей. Хорошего дня!


Доброго утра, удачной пятницы, солнечной погоды!

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Удачи поисковикам, доброе дело делают. Доброго Вам дня:))

Прекрасного настроения на весь день!

Молодцы!
Хорошего дня )

респект поисковикам.
доброй пятницы!)
прекрасного настроения!)

Привет от Присциллы!

Еще один герой стал известен! Вечная слава!

Приятного дня!

Вот ещё одно имя из безизвестности вернули..

Безмерное уважение поисковикам!
Светлая память погибшим.
Еще бы родных найти.

А сколько их ещё осталось-неизвестных...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account