far01 (far01) wrote,
far01
far01

Рассказ о женщине-штурмовике. Часть третья

Туапсе Кубанский плацдарм

На мои повторные письма, с вежливым указанием на то, что торговля фотографией погибщей летчицы, в данном случае, как минимум некорректна со стороны РИА Новости, ответов не поступило. Вот такая, Россия сегодня. Где фотографии воевавших за нас, становятся собственностью. А новомодные менеджеры ими торгуют...

Я публикую фото Варвары Савельевны Ляшенко. Да. Я совершил серьезный проступок. Я украл фотографию из архива дирекции развития бизнеса. Мой сын, в графической программе, убрал с лица Вари логотип. Я не торгую Памятью. Я не получаю за это прибыль.

Пусть люди видят лицо Женщины. Героя. Матери. Кавалера двух орденов. В 26 лет погибшей, освобождая нашу землю от фашизма.
К моменту написания этого материала, останки пилота штурмовика Ил-2 находятся на генетической экспертизе. И совсем скоро, мы сможем сказать «да». Либо продолжить нашу работу.

[Часть третья]

В первой части рассказа, я писал о том, что мне удалось собрать очень мало сведений об Алексее Орехове – муже Варвары. И выражал надежду, что прочитав рассказ, кто-то сможет помочь. Результат был просто потрясающим. Во первых, удалось найти, и наладить контакт с внуком комэска Сивочуба, погибшего в одном вылете с Варей. Весной, он присоединится к нам, и будет работать на предполагаемом месте падения штурмовика Ил-2 своего деда. Который по сей день в списках пропавших без вести.
Во вторых, с помощью украинского коллеги, удалось установить где погиб Алексей Орехов, собрать сведения о нем. Летчик – инструктор Орехов, добился от командования летной школы, чтобы его отпустили воевать. О том как он воевал, расскажут строки из его наградного листа.

Орден Красного Знамени.

Туапсе Кубанский плацдарм

Обратите внимание на последние строки в приказе о награждении – тяжелое ранение в голову. Несомненно, что летная комиссия запретила Алексею продолжать служить в качестве боевого летчика, на фронте. Но он остался в строю, и продолжил приближать Победу – учить молодых летчиков.
Удалось установить, где в августе 1942 года находился 6-й учебно-тренировочный авиаполк. Командиром одной из эскадрилий стал Алексей Орехов. Аэродром «Насосная» - был под Баку.

Туапсе Кубанский плацдарм

И вот, 18 августа (в документе – описка), происходит трагедия.

Туапсе Кубанский плацдарм

Дербент. 250 километров от Баку. Для самолета – это небольшое расстояние. 18 августа отмечался день Авиации СССР. И очевидно, Алексей погиб в одном из показательных полетов. Анализируя потери среди летного состава и курсантов учебных частей – они были не малые. Старая техника, неопытные мальчишки за штурвалами. А за ними, в кабинах – летчики-инструкторы…
Теперь мы знаем, где погиб капитан Алексей Орехов. Муж Вари, отец Сашки. И когда мы найдем дочь Александра Орехова – мы сможем ей рассказать о судьбе ее деда.

Документальная работа, практически завершена. И я расскажу о работе полевой.
Место падения самолета было найдено и предварительно обследовано краснодарской группой «Кубанского плацдарма» Евгения Порфирьева еще в конце 2014 года. К этому моменту, скопилось уже более двух десятков установленных мест падений самолетов, где надо было кропотливо работать, и на все просто физически не хватало времени и сил. Было межсезонье. Зимой 2015-го, я начал собирать документальный материал по Варе Ляшенко, и только позднее выложил первые результаты. А на следующий день, Женя прислал фотографии с места падения…

Туапсе Кубанский плацдарм

По характерным деталям самолета, боекомплекту, Женя сразу установил его тип – штурмовик Ил-2. В тот раз были найдены пряжки подвесной системы парашюта, вытяжное кольцо. Это, а так же обнаруженные мелкие костные фрагменты, говорили о том, что вместе с самолетом погиб летчик. Но самой странной находкой в тот день, была подошва от обуви. 34-35 размера. Женя еще тогда был удивлен, что размер – женский. Но не мог представить, что на штурмовике могла летать женщина. Вот тут то, результаты документальной и полевой работы, пересеклись в первый раз.

Совпадал район выполнения боевого задания, совпадал тип самолета, совпадало место гибели штурмовиков 502-го штурмового авиаполка. Совпадало то, что где то здесь погиб человек, который мог носить обувь 35-го размера. Летчица Варвара Ляшенко. И не дожидаясь летнего сезона, в хлябь и непогоду, весной 2015 года, еще одна группа «Кубанского плацдарма» под руководством Федора, приступает ко вторым раскопкам на месте падения. День борьбы с тяжелым грунтом и корнями. Обломки передней части самолета вросли и переплетены корнями большого дерева, выросшего за семь десятков лет на краю воронки. Найден обломок крышки трамблера. На ней писался номер мотора Ил-2. Но.. обломок представляет собой противоположную часть крышки. Ни одной цифры на нем нет. Сам двигатель самолета разбит на месте на части и вывезен в металлолом в послевоенные десятилетия. Об этом говорят найденные вкладыши, части колец, клапана двигателя. Непогода, дожди, мешают продолжению работ, и решено отложить их до лета.

В августе этого же года, в Крымском районе, собрались отряды поисковиков со всего края – на ежегодный слет отрядов - Вахту памяти, проводимую под эгидой поискового движения России краевой ассоциацией «Кубаньпоиск». Если читатели думают, что это некое номенкулатурно-патриотическое действо, то это не так. Это неделя полевых работ. Раскопок. Да, не без крепких напитков вечером у костра. Не без поисковых рассказов и баек. Все мы живые люди. Но это – еще и реальный обмен знаниями, сведениями, опытом. И с самого раннего утра – «Эй, кто вчера не пил? За руль! По машинам! Выезжаем!» В семь утра лагерь пуст. Только дежурные. А в восемь – в прокаленную и каменную от жары землю, уже вгрызаются лопаты.

В первый день, мы, «Кубанский плацдарм», работали под Эриванским. С пятиметровой глубины раскопа были извлечены обломки и двигатель истребителя Як-1, останки летчика. В этот же день, по номеру мотора установлено имя погибшего пилота. А через два – наша Галя Мастепан нашла его родных.

С зимы, узнав от Жени об обнаруженном месте падения, почитав отчет Федора, я стремился завершить работы на штурмовике под Саук-Дере. Тянуло? Да нет, больше чем тянуло. Не передать. И вот на второй день Вахты, собрав небольшую группу, мы выехали к поселку Первенец.

Туапсе Кубанский плацдарм

Таким мы застали начатый весной раскоп. И работа продолжилась с извлечения оплывшего грунта, рубки корней, расширения воронки. Общая картина прояснилась уже через час. И она совпадала со сведениями из боевого донесения. Штурмовики работали на высоте всего 800 метров, и по докладу вернувшихся экипажей, Варин штурмовик был подбит зенитным снарядом, загорелся, и приземлился в районе высоты 118.
Воронка была неглубокой, удар был не сильным. Падение с небольшой высоты, и под острым углом . Вокруг – много характерных дюралевых оплавышей – след небольшого пожара. Немного обгорелого и разорвавшегося боекомплекта. Большая часть - целая.

Туапсе Кубанский плацдарм

К обеду, прибыла помощь от «Кубаньпоиска», организованная Сашей Шепелевым. Двое молодых ребят, да два опытных поисковика с Новороссийска. Работа пошла быстрее, воронку начали расширять в сторону второго дерева на ее краю, просеивать всю извлеченную землю. Обломки, детали, и ничего, что бы могло дать номер самолета или мотора. Из отсева извлекаются пуговица с гимнастерки, мелкие костные фрагменты. И еще – остатки кожаной обуви. Двое из нашей группы срывают верхний слой нанесенной почвы вокруг воронки. Все то же - не густо.

В северной части раскопа, противоположной от места, где был мотор штурмовика, начинают попадаться сначала не большие, а потом уже крупные куски бронекапсулы, которая защищала двигатель и пилота. До них не добрались металлоломщики. Вырубается очередное переплетение корней дерева. Глубина – около метра. И тут Паша сообщает: Летчик.

Туапсе Кубанский плацдарм

Начинается зачистка останков. Летчик лежит на спине, вытянут вдоль воронки. Прикрыт кусками бронекапсулы. Это не характерно для картины аварии самолета. Мы теперь понимаем, откуда в верхнем слое раскопа мелкие костные фрагменты. У летчика раздроблены голени и левая рука. Стоп и части костей ног – нет. И нет ничего, что должно быть на пилоте штурмовика. Напомню, что в мае 1943 года, здесь были немецкие позиции. Вокруг – полно немецкого настрела и всякого барахла. И еще три месяца, они держали тут оборону. С летчика снято все. Нет поясного ремня. Нет штатного оружия – пистолета «ТТ» и обойм к нему. Нет шлемофона. Нет наград. Даже дополнительно найденные пряжки парашютной системы и пристяжных ремней – в других частях раскопа. Удается найти только знак парашютиста-инструктора, с обломанным штырем-закруткой, очевидно, сорванного с гимнастерки летчика при ударе.

Туапсе Кубанский плацдарм

Мы делаем вывод, что награды, документы, штатное оружие, забрали немецкие солдаты. Они же, и прикопали пилота, среди обломков самолета. Из уважения к личности летчика? Это – дополнительная зацепка. Хотя, факты уважения к погибшим советским солдатам и летчикам, со стороны врага, далеко не единичны. Мы уже сталкивались с их реальным подтверждением.

Туапсе Кубанский плацдарм

Никаких останков стрелка-радиста, второго комплекта подвесной системы парашюта, в тот день мы не находим. И только позже, по запросу Жени Порфирьева, наши коллеги присылают боевое донесение, что в свой последний вылет Варя Ляшенко ушла одна. Без стрелка. Но об этом, мы узнаем лишь месяцем позднее, при продолжении документальной работы.

Готовится четвертая экспедиция на место падения - свалить дерево, убрать его громадную корневую систему, в надежде найти хоть что то, хоть одну цифру, на фрагменте мотора или шильдик с номером самого самолета. И ответить на вопрос – кого мы нашли. Казалось бы – чего проще? Съехались, покопали. Но…

Часто в вопросах к нам, звучит такой: «А сколько вы денег получаете за это?». Или: «Вам оплачивают экспедиции?». Нет. Не получаем, и не оплачивают. Все работы и выезды, мы проводим на личные средства. Мы – не дети олигархов. Да и по возрасту в дети не подходим. Мы работаем, у нас есть семьи. И к сожалению, не можем находиться в полях неделями. Мы разъезжаемся по домам. В разные уголки края – Туапсе, Хадыженск, Лазаревскую, Краснодар.

А пока, мы работаем с тем, что есть.

Туапсе Кубанский плацдарм

Знак парашютиста не дает фактически ничего . Да, на нем есть номер. Да, точно такой же знак – на лацкане Вариной формы, на ее фото в летном училище. Я обращаюсь к специалистам – коллекционерам. Удается выяснить, что именно этот тип знака, выпускала московская фабрика «Всехудожник», и был он утвержден в 1931 году. У Вариных курсантов, на этом же фото, более поздняя разновидность - образца 1936 года, безномерные. Эти знаки, вместе с бланками удостоверений к ним, поступали в ОСАВИАХИМ. А из управления – уже по школам и аэроклубам всей страны. Да. Существовали списки, кому и когда они выдавались. На настоящий момент, в госархиве, есть много документов ОСАВИАХИМА. Но точного подтверждения о наличии таких списков – нет.

Туапсе Кубанский плацдарм

Остатки обуви, найденные в раскопе, я размачиваю в специальном растворе, предающим окаменевшей коже эластичность. Выясняется, что это два фрагмента от одной туфли. Собираю их по разрыву. Фрагменты не от стандартного армейского ботинка, а именно – от гражданской туфли. И я обращаюсь к своему давнему знакомому. Еврею. Старику, который всю жизнь тачал и ремонтировал обувь. Старик знает про то, что мы носили или носим на ногах – все. Буквально через пять минут после встречи, я получаю подтверждение, что эти куски – часть туфли, довоенного производства. С конструкцией, одинаковой как для мужчин, так и для женщин. И что ее размер был около 35-го.

Туапсе Кубанский плацдарм

Летчик-мужчина, в летних туфлях 35-го размера?
Раскладка останков на специальном поисковом баннере выявляет рост – 160-165 см. Фото останков, показанные специалистам, подтверждают вероятность принадлежности их к женским. Мы имеем уже несколько косвенных доказательств, что найденный нами летчик – женщина. И это может быть только Варвара Ляшенко. Но мы не имеем право ошибиться, мы не имеем права нагромоздить еще одну нелепость, которых с лихвой хватало за послевоенные десятилетия. Нам нужна истина.

Параллельно шел поиск сына Варвары – Саши Орехова. Нам удается проследить часть его жизненного пути. Он воспитан и поднят Александрой – сестрой Вари. Учеба в ФЗУ, спорт, работа тренером в Николаеве, служба на Черноморском флоте. Его следы теряются в Москве. Доскональный поиск ничего не дал. Его нет. Александр Орехов – 1942 года рождения. На настоящий день - 73 года. Вероятно, он уже умер… Удается выяснить, что у него была дочь. Названая Варварой, в честь бабушки. Но это – женская линия. И несомненно, она сменила фамилию по замужеству. В настоящий момент, разыскивается Варвара Александровна (Орехова). Может быть – кто-то знает ее, может быть – кто-то откликнется.

У нас был шанс точно узнать, где в последние годы жил сын Вари – Александр Орехов. Или ее родные. Это бы предельно облегчило дальнейший поиск. Я нашел в фотоархиве РИА Новости, фотографию Вари Ляшенко, датированную 1940 годом, и защищенную логотипом РИА. Поперек лица летчицы. Вне всяких сомнений, эта фотография появилась в РИА Новости не из военного архива, а из личного семейного собрания кого-то из родственников Варвары. Очевидно, много лет назад, РИА Новости готовилась статья, и кто-то из корреспондентов взял интервью, возможно, у сына Вари. И переснял ее фотографию. Статья не была опубликована. Фото и материал осели в архиве. Я обратился в медиагруппу РИА, с просьбой дать информацию, прислать электронную копию фото Варвары. При этом в письме объяснив кто мы, дав ссылки на наши материалы и статьи по поиску Варвары. Я приведу ответ.

Мы сотрудничаем только на коммерческой основе. Для уточнения стоимости укажите, пожалуйста…
С уважением,
Ахмедова Дарья Дмитриевна
Менеджер Управление продаж Дирекция развития бизнеса
МИА «Россия сегодня»


Февраль 2016 года. Алексей Кривопустов, «Кубанский плацдарм».



Tags: Великая Отечественная война, Кубанский плацдарм, история
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo far01 december 24, 07:00 18
Buy for 20 tokens
Президент России и Лидер Общероссийского народного фронта В.В. Путин, на ежегодной пресс-конференции отметил необходимость прямого общения с гражданами по проблемам "мусорной реформы". Организовать которое, выслушать, ответить на все вопросы и прийти к пониманию - входит в обязанности…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →