far01 (far01) wrote,
far01
far01

Categories:

Иверско-Алексеевская община /с.Кирпичное, Туапсе/



Иной раз, рассуждая и думая о глобальном, о своих отношениях с богом, религии вообще, мы проходим мимо и забываем о том, что находилось буквально рядом с нами. Истории наших мест, людей, которые оставили свой след в ней, да сгинувших в небытие...

Эта история - о Мавре Степановне Макаровской, о женском Иверско-Алексеевском монастыре, развалины которого по сей день растворяются в лесу под селом Кирпичное...

[История]



Иверско-Алексеевский женский монастырь, приписанный к Сухумской Епархии, был основан в 1905 году, на земле принадлежащей мещанке Мавре Макаровской, площадью 27 десятин, относящейся к селению Георгиевское. «Список землевладельцев кубанской области» за 1909-1911 г.г.
Освящен монастырь был в 1910 году. Из-за этого, и существовало разночтение в дате основания общины.

В 1905 году, у поселянина деревни Георгиевской, за 3500 рублей была приобретена земля, и оформлена на имя Мавры Макаровской. Из Екатеринодара, прибыли вместе с Маврой старец Софроний (духовный настоятель семьи и друг отца Макаровской), ее сестры, сводные братья, несколько девушек. Земля была приобретена на средства самой Мавры, семья была зажиточной.

Позднее, Мавра вложила в строительство и обустройство монастыря, кирпичного завода, образовавшегося поселка, более 100 тысяч рублей собственных средств.

Так началась история монастыря. Но что предшествовало этим событиям?




Такою же дорогою дошла к дверям моей квартиры и начальница Иверско-Алексеевской обители в Туапсе, монахиня Мариам, и рассказала мне свою поистине трагическую историю.
Проживала в Екатеринодаре зажиточная мещанская семья, богобоязненная и религиозно настроенная, жившая на попечении старика отца и состоящая из трех дочерей, одна другой краше. В числе знакомых этой семьи был старец Софроний, которого молва называла великим подвижником и за которым толпы народа ходили следом, признавая его святым. Почитала старца Софрония и помянутая семья, и когда старик отец заболел и лежал уже на смертном одре, то, призвав к себе старца Софрония и указав ему на своих юных дочерей, сказал ему:
"Тебе я поручаю чистые и невинные души детей моих. Береги их и доведи до Престола Божьего". Сказав это, старик скончался, а сироты остались на попечении старца Софрония, который посоветовал им распродать все свое имущество и на вырученные деньги основать монастырь, принять иночество и подвигами и трудами спасать свои чистые души вдали от заразы мирской. Так они и сделали. Долго длились поиски удобного места, пока не отыскали подходящего, подле Туапсе, в одном из живописных ущелий Кавказских гор. Работа закипела, и не прошло и двух лет, как на купленном участке воздвигли монастырские корпуса и был заложен фундамент для каменного храма. Временно же богослужение совершалось в домовой церкви, при покоях начальницы общины




Несколько вычурный стиль написания. Но писал это князь Жевахов в 1916 году, тогда, такой стиль был в моде.

Сомневаться в достоверности изложенных Жеваховым событий не приходится. Все его воспоминания и записки отличаются документальностью, реальными историческими фактами.

Кроме того, он лично и не раз беседовал со старцем Софронием, в своей инспекционной поездке по делам Иверско-Алексеевского монастыря.
Мавра Степановна Макаровская, 1870 года рождения. Церковное имя – Мариам.

Тогда, чтобы решиь вопрос об открытии монастыря, обители, церкви, надо было обращаться к обер-прокурору Святейшего Синода. Сотни просителей добивались приема. Два года длились мытарства Мариам, пока ее настойчивостью не заинтересовался князь Жевахов, состоящий при Синоде, и не помог ей.



Сам Епископ Сухумский благословил закладку храма, а в 1910 году освятил монастырь.
Мариам стала его игуменьей.

В период с 1905 по 1912 год, трудами Макаровской был не только отстроены монастырские помещения, но и заложен и запущен кирпичный завод, недалеко от монастыря.

Кирпич был очень качественным. На монастырском урочище, я держал в руках кирпич, которому было больше ста лет. Кирпич был крепок и сейчас. На его шершавой поверхности, четко просматривалась литера «М». Монастырь? Мариам? Макаровская?...



Вокруг завода образовался и начал разрастаться рабочий поселок , сушествующий и по сей день – село Кирпичное. Монахинями, в поселке, была открыта школа. А рядом с поселком, по указанию Мариам вырыт пруд, где рабочие ловили рыбу и раков.

Даже сейчас, поражает основательность монастырских строений. Остатки крепких, выложенных из тесанного песчаника фундаментов, сохранившиеся участки дороги к монастырю, выложенные каменными плитами. И все это, в большинстве своем, сделано женскими руками, трудами монахинь.



Затем начались интриги, подогреваемые революционными настроениями местных Шариковых и противостоянием черного и белого духовенства православной церкви.

Практически все ревизии и проверки дел общины, проводились под руководством Краснова – главного недоброжелателя Мариам и монастыря..

В беседе в вагон-салоне Жевахова, на станции Туапсе, Краснов держался нагло, с вызовом, вины своей не признавал, убежденно доказывая, что к интригам отношения не имел, проверки проводил непредвзято. Однако, почти все докладные по монастырю, в Священный Синод и Сухумскую епархию, оправлялись им…

Князь Жевахов, после инспекционной поездки по Кавказу и югу страны, вернулся в Петербург в конце 1916 года. Помочь Мариам и ее общине он уже не смог. Над Петербургом уже дули ветры революции.

Однако, своими воспоминаниями, он пролил свет, на события в монастыре. Вернул честное имя Мавре, указал нам на негодяев, разрушивших благое начинание.

Где находилась Мариам после 1912 года? Что с ней стало потом?

Из воспоминаний Жевахова, видно, что к дознанию, в Туапсе, она появилась в 1915 году.



Обобщу сведения, оставленные Кривенко, материалы и документы собранные А.Б. Пихуном, а также разрозненные упоминания.

Сотрудница историко-краеведческого музея Туапсе, М.Ю.Куадже, предоставила Пихуну копию допроса Мавры Макаровской, из которого следует, что Мавра ушла из обители и удалилась в ссылку, оставив после себя новую настоятельницу – Серафиму.
Потом был, как мы уже знаем, Петербург.

Затем – недолгое проживание в Риге.

В начале первой мировой войны 1914 года Мариам проживала у своей невестки Агафьи в городе Екатиринодаре, вместе с выдворенной сестрой Таленией. Она тяжело переживала изгнание, но, будучи невиновной, молча несла свой крест.

Скорее всего, Мавра, так и проживала в Краснодаре, до 1929 года. Точно – мы не знаем.

23 марта 1929 года, Мавра Макаровская, была арестована органами ГПУ в Крымском районе, местечке Псебепс.

Ей было предъявлено обвинение в организации имяславско-монархической, контрреволюционной группы, где выполняла роль помощника группы, в 1924 году принимала участие в подпольном съезде монархистов, ездила в Москву с поручениями организации, укрывала у себя белых офицеров и бандитов.

Заседанием коллегии ОГПУ от 8 июля 1929 года, Макаровская Мавра Степановна, по статье 58 пункт 10 и 11 УК, была приговорена к высшей мере наказания – расстрелу.

Приговор был приведен в исполнении 17 июля 1929 года.

Захоронена у основания Суджукской косы, под г.Новороссийском.

Позднее, из УФСБ, пришло уточнение. В документе сообщается, что приговор приведен в исполнение не в Новороссийске, а в Ростове-на-Дону.
Место захоронения Мавры Макаровской неизвестно.

3 февраля 1993 года, Прокуратурой Краснодарского края, архивное дело было пересмотрено, Макаровская М.С. была реабилитирована.

Закончила свою земную жизнь Мавра Макаровская. Оставив после себя светлую память, боль несправедливости, уважение к женщине, основавшей и построившей монастырь и кирпичный завод, который просуществовал еще 80 лет…
Осталось дописать историю монастыря…



По материалам:

"Территории поиска"
Магия дольменов
Уральский православный вестник (со стр.26)
Князь Николай Живахов - Воспоминания



Tags: Иверско-Алексеевская община, Туапсе, Туапсинский район, заброшки, история, культура, фото
Subscribe
promo far01 december 24, 07:00 18
Buy for 20 tokens
Президент России и Лидер Общероссийского народного фронта В.В. Путин, на ежегодной пресс-конференции отметил необходимость прямого общения с гражданами по проблемам "мусорной реформы". Организовать которое, выслушать, ответить на все вопросы и прийти к пониманию - входит в обязанности…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →