far01

Туапсе и окрестности

Лишь время скажет, кто одолел, а кто проиграл


Previous Entry Share Next Entry
Нефтепровод Грозный - Туапсе
far01
Строительство трубопровода Грозный-Туапсе

Нефтепровод Грозный — Туапсе — первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927—1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе. Техническое руководство проектированием и строительством нефтепровода осуществляла Экспертно-техническая комиссия Госплана СССР под руководством академика В. Г. Шухова. В его распоряжение выделили невиданные по тем временам ресурсы: 4 тысячи красноармейцев, 14 паровозов, 17 грузовых машин и 32 трактора. "Огонёк" писал:


[История, ресурсы, фотографии]


«В текущем хозяйственному году советская нефтяная промышленность обогащается новым грандиозным сооружением—начинает работать нефтепровод Грозный—Туапсе. Основная его задача—создать наиболее благоприятные условия для развития нашей нефтяной торговли… Одновременно в Туапсе строится нефтеперегонный завод и лучший в Европе нефтяной пирс на четыре причала».

При проектировании нефтяной магистрали для повышения пропускной способности нефтепровода были впервые использованы петли трубопровода, разработанные В. Г. Шуховым. Впервые в мире была применена электродуговая сварка труб большого диаметра –10”.

(без названия)


Совет нефтяной промышленности подготовил докладную записку для Нефтяной секции СВОК. В ней говорилось о недопустимости снижения затрат на строительство нефтепроводов и, прежде всего, нефтепроводов Грозный - Туапсе и Баку - Батуми, были даны подробные расчеты. Основная мысль заключалась в следующем:


«Совет не считает нужным останавливаться на доказательстве необходимости сооружения нефтепровода Грозный - Туапсе, так как вопрос этот прошел чрезмерно длинный и тернистый путь обсуждения во всевозможных комиссиях и на совещаниях и разрешен в положительном смысле высшими правительственными учреждениями. К его сооружению уже приступили, произведены и производятся затраты, сделаны и делаются заказы».



Нефтепровод Грозный - Туапсе заработал в 1928 году, в год первой советской пятилетки. Он предназначался для перекачки смеси сырой парафинистой нефти (60-70 %) с дистиллятами керосина и бензина (30-40 %). Трубопровод был полностью сооружен из отечественных материалов и оснащен отечественным оборудованием. Годовая пропускная способность нефтепровода с семью перекачивающими станциями составляла 1.5 млн тонн, диаметр трубопровода 250 мм. протяженность - 618,4 км. Здесь использовались десятидюймовые трубы, как сварные, так и цельнотянутые. Первые 175 км трубы соединяли резьбой, остальные - сваркой. В 1938 году началась добыча нефти в Краснодарском крае. Головной участок нефтепровода был использован как продуктопровод, а по конечному его участку транспортировалась нефть от краснодарских промыслов в Туапсе.




Тогда же и был построен городок нефтянников, превратившийся позднее в современный микрорайон Грознефть.


В строительстве нефтепровода принимали участие многие люди. Это и знаменитый московский архитектор К.А. Дулин, спроектировавший большинство сооружений по линии. И будущий Герой Советского Союза Ровенский Василий Григорьевич.

Во время Великой Отечественной войны трубопровод был даже частично разобран. В октябре 1942 г. было принято решение о строительстве магистрального нефтепродуктопровода Астрахань – Сайханы – Урбах - Саратов. В связи с дефицитом труб и оборудования было решено демонтировать вторую нитку трубопровода Баку-Батуми и участок нефтепровода Грозный – Туапсе.

Сейчас нефтепровод не эксплуатируется, после сооружения в середине 80-х нефтепровода Тихорецк-Туапсе.



Отмечу ещё два интересных момента.

Ленин писал в директиве, что для развития трубопроводного транспорта необходимо привлечение американского финансирования и технологий. В итоге обошлись полностью своими силами.

Когда шли процессы по делу "вредителей" в "Нефтесиндикате", одним из обвинений было "намеренное искривление трубопровода в сторону Туапсе, а не Новороссийск и Поти". И где сейчас Поти?


promo far01 august 9, 09:46 37
Buy for 20 tokens
На детях не принято экономить. Особенно на чужих. Если, конечно, речь идёт о бюджетных средствах. Поговорим о строительстве новой школы на 400 мест и детского сада на 150 мест в селе Тенгинка, Туапсинского района. Необходимость строительства назрела давно и даже не обсуждается. В далёком 2012…

Вот же, все материалы отечественные!:)

Да, в отличии от сегодня.
Ленин тогда издал директиву о том, что очень необходим американский капитал и технологии. Но переговоры застопорились и в итоге обошлись своими силами.
Сейчас же от слова санкции слёзы льют.

В нашем регионе примерно так же строили газопровод Саратов-Москва, 40-е годы.
Удачной пятницы и хорошего настроения!

Да. В те времена многое делалось вручную.
Спасибо!

И у вас есть свою нефтяная игла?)

У нас реверсивный шприц.
Туда нефтепродукты, обратно валюта по курсу ))

С добрым утром! Замечательного пятничного дня;)

- Здравия желаю )))

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Доброе утро! Ну вот же, и импортозамещения не надо было!

Да. Была разруха. Но и светлые головы плюс единство цели.

интересно почитать было)

Спасибо и взаимно)

своими силами - оно, конечно, надежнее
доброго пятничного дня!

Так и надо, надеяться только на свои силы.

Все отлично, только забавно, что все человеческие ресурсы измерялись в красноармейцах ))

Время такое было)

Для нефтепровода трубы по-моему маловаты

Тогда и с таким диаметром были проблемы. Рассматривался даже вопрос о применении деревянных труб.

С надвигающимися выходными!))

какая мощная стройка тогда была!...

Для тех времен - подвиг!

?

Log in

No account? Create an account